Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» 5-11 классы

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Биология» включена в базовую часть естественного цикла.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

  1. Цель изучения дисциплины.

        Изучение биологии направлено на достижение следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
  • овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

 

  1. Структура дисциплины:

 

Общая трудоёмкость дисциплины:

7 класс – 68 часов    в год  (2 часа в неделю);

8 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю);

9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю).

10 класс – 68 часов ( 1 час в неделю)

11 класс – 68 часов ( 1 час в неделю)

 

  1. Обучение ведется по учебникам:

7 класс – Биология. Многообразие живых организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин,  М.: Дрофа, 2013.

8 класс – Биология. Человек. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2013.

9 класс – Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2013.

10 класс –Биология.  Общая биология. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Н.И., Захарова Е.Т, М.: Дрофа, 2013.

11 класс –  Биология. Общая биология. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Н.И., Захарова Е.Т, М.: Дрофа, 2013.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Предусмотрена работа в тетрадях на печатной основе.

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны

знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория

Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,

закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем

(структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие

искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,

образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и

биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад

биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное

влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,

нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и

смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы

скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в

окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей

местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,

зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы

своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое

размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения

жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия

собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных

текстах, справочниках , научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,

ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,

вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной

среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми

продуктами;

 

  1. Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ:

 

8 класс: Л.р. – 10/Пр.р.- 7

9 класс: Л.р. – 5/ Пр.р.- 1

10  класс: Л.р. – 5 /Пр.р.- 3  

11  класс: Л.р. -7 /Пр.р.- 6

 

  1. Формы контроля

Терминологические диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы, сообщение на биологическую тему. В старших классах – самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада ) , практическая работа, зачет.